Почему так сложно быть счастливым? Отвечают психолог и нейрофизиолог

На вопрос «Вы счастливы?» люди часто отвечают просто: «Да», «Трудно сказать» или «Нет». Причём эксперты отмечают, что положительный ответ россияне дают обычно в большинстве случаев. Каков портрет счастливого человека, что мешает получать удовольствие от жизни и почему так сложно достичь душевного благополучия в беспокойный XXI век — «Диалог» узнал у психолога и нейрофизиолога.


С точки зрения нейрофизиологии, счастье – состояние глубокого удовлетворения. Если говорить просто, то в головном мозге несколько медиаторных компонентов, которые отвечают за центр удовольствия. Основные — дофамин и серотонин. Эти гормоны и влияют на то, чувствуем мы себя счастливыми или нет. Психологи же под этим термином понимают момент бытия, когда человек чувствует себя реализованным и наполненным позитивными эмоциями.

«Любой человек независимо от того, художник ли он или философ, пытается понять, что такое счастье или хотя бы почувствовать его. Счастье необходимо потому, что прерывает поток повседневности, открывает новые грани жизни, позволяет пережить радость. Ещё оно позволяет пережить подъём душевных, психических и физических сил. Счастье открывает нам потенциал собственного «Я» и расширяет границы общения. И самое главное, что оно может превращать жизненные проблемы в возможности для самосовершенствования», — считает доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии СПбГУ Светлана Посохова.

При этом у каждого человека существуют определённые векторы, обеспечивающие ощущение счастья: любовь, вера в себя, доверие к людям, отсутствие равнодушия. На основании этих факторов психологи «рисуют» портреты людей, склонных переживать счастье часто — и тех, кому это удаётся, заметно реже. Для первой категории характерны душевный комфорт и широкий круг интересов.

«Эти люди переживают события позитивно, склонны к юмору: они мгновенно оценивают ситуацию и добавляют в её ощущение комичное. Для такого человека характерны высокая самооценка, умение избегать обиды, стрессов и тревог. Он осмысливает свою жизнь, понимает её цели и задачи. Также существует связь между здоровьем и счастьем. А вот люди, которые чувствуют удовольствие от жизни реже, отличаются противоположными качествами. Они ориентируются на сохранение стереотипов и сложившегося порядка. Прошлое кажется им прекрасным, настоящее — драматичным, а будущее для них безрадостно», — рассказала доктор психологических наук Светлана Посохова.

Также пагубно, по мнению учёных, влияет на благополучие человека привычка лениться, скучать и общее равнодушие к окружающему миру. Такие люди часто отказываются от поисков активного выхода из проблемных ситуаций.

«Психика человека изначально не была рассчитана на такой уровень напряжения. На рубеже XIX и XX веков нормой стал невротик. Сейчас человек, страдающий любой формой зависимости, — по сути, обычное дело. Мы уже считаем, что трудоголик, который горит на работе, — это неизбежная плата за карьеру. Но трудоголизм приводит к истощению собственных дофаминовых систем и утрате способности быть счастливым. И на рубеже XX века нормой стал человек, страдающий депрессией, которая означает истощение всех этих медиаторных систем», — рассказал доктор медицинских наук, заведующий отделением клинической нейрофизиологии и эпилептологии Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова Михаил Александров.

Помимо того, что людям в XXI веке в наследство достались депрессия и трудоголизм, существуют и другие барьеры на пути к счастью. К ним относятся отрицание возможности счастья в повседневной жизни, неосознанный страх счастья, постоянные и безрезультатные поиски возвышенного счастья, которые также мешают увидеть то, что рядом. Необоснованно высокий уровень притязаний, как отмечает профессор кафедры специальной психологии СПбГУ Светлана Посохова, типичен для современной молодёжи. Для них также характерно отсутствие желания действовать. Часто психологи слышат от молодых людей фразы «Не знаю», «Не хочу», «Не буду». Отношение к счастью молодых людей беспокоит не только психологов, но и нейрофизиологов.

«Это проблема, которая захлестнула человечество — инфантилизм. Не зря было сказано, что можно продлить детский возраст до 30 лет, потому что это другая сторона медали увеличения продолжительности жизни. «Старухе»-матери Родиона Раскольникова было 40-44 года. Сейчас это пик, некоторые в первый раз рожают в таком возрасте. И что делают люди в 20-25 лет, для которых социальные лифты остановились? Они уходят в инфантилизм, а он ищет другие формы поведения, в том числе аддиктивную (это зависимости, пагубные привычки и привыкание — ИА «Диалог»). И эта проблема должна также рассматриваться в связи с счастьем, потому что, по сути, это неудовлетворённость», — пояснил доктор медицинских наук Михаил Александров.

Не менее опасна, по словам экспертов, и реклама, которая влияет на образ счастья. С экранов и постеров людям дают указания – где, что нужно сделать, сколько шагов пройти, какие вещи купить, чтобы получить удовлетворение. Такое конструирование счастья, говорят специалисты, мешает проявлению индивидуальности. Выход же психологи и нейрофизиологи видят в разумном подходе к собственным потребностям.